Резкая критика со стороны федеральных властей в адрес руководства аэропорта «Домодедово» заставило аналитиков задуматься: не возобновятся ли попытки вернуть аэропорт в собственность государства. Напомним, судебные тяжбы между Росимуществом и управляющей компанией аэровокзального комплекса «Домодедово» компанией » Ист Лайн » продолжались несколько лет, и закончились в 2008 году тем, что президиум Высшего арбитражного суда решил оставить здание нового аэровокзального комплекса Домодедово компании «Ист Лайн», а не возвращать его в госсобственность, как того требовало Росимущество.
«Такое возобновление вполне возможно, потому что косвенно на это указывает быстрое объявление виноватыми в теракте руководства аэропорта (на мой взгляд, в декабрьском коллапсе оно виновато все же, в большей степени). Правда в российской авиации зачастую всё делается довольно медленно и своеобразно, поэтому приведет ли возобновление попыток к реальным шагам в обозримом будущем сказать не берусь, — прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM соруководитель аналитического отдела аналитического агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. — Кроме того, я, все таки думаю, что как таковой «национализации» не последует — сегодня идеологически считается приличнее, например, провести «добровольно-принудительную» консолидацию Домодедово с другими аэропортами (с Внуково, с Шереметьево, или же все три аэропорта сразу) и передать их «правильной» структуре».
Но процесс это сложный: и политически, и организационно, и технологически. Поэтому о конкретных сроках говорить сейчас довольно трудно, констатировал эксперт.
В свою очередь, политолог и экономист Михаил Делягин также сомневается в том, что государство намерено добиваться полной «национализации» аэропорта «Домодедово». «То же «Шереметьево» сделали приличным аэропортом, чтобы его приватизировать, — напомнил он. — Скорее, речь о том, чтобы забрать «Домодедово» у «Ист Лайн» и передать его другой управляющей компании. Есть, например, одна приличная бизнес-группа, достаточно близкая к власти — она уже управляет рядом аэропортов в России».
«Домодедово», действительно, управлялся плохо, считает Делягин: это касалось и нехватки мощностей для разгрузки багажа, и паспортного контроля, и даже медпунктов. «Домодедово был лучшим аэропортом, когда он был новым, но теперь он проигрывает и Шереметьево, и Внуково, — отметил эксперт. — Так что, хотя в национализацию я верю слабо, определенные перемены теперь могут последовать. Ведь после «ледяного дождя» гендиректора сняли, но ничего не изменилось. Хотя могут и отделаться тем, что найдут «стрелочников» в силовых структурах и в самом аэропорту».
Непосредственно менеджмент аэропорта не виноват в том, что система контроля работала плохо, что сотрудники милиции не сделали свою работу как следует, добавил Делягин. Но в том, что об этих недост
1349
атках не было заявлено ранее, вина аэропорта безусловно есть, считает он. «В руководстве во всем винят МВД . Но разве была жалоба на то, что контроль силами сотрудников МВД недостаточен? Об этой жалобе никто не говорит, значит, её не было, — отметил эксперт. — А это уже попустительство преступному бездействию, это халатность. А на это есть соответствующая статья в УК». Собственник должен понимать, что он несет ответственность за объект стратегического значения, заключил Делягин. Это накладывает повышенные обязательства, а значит, и санкции должны быть достаточно серьезными, считает он.