Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Мы сегодня с участием наших ведущих ведомств рассмотрим вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений, поговорим о том, как сделать более эффективной финансовую поддержку регионам, создать дополнительные стимулы для их развития. Объективные условия работы на посткризисном этапе требуют от нас проведения жёсткой финансовой бюджетной политики – мы об этом много раз говорили: действовать приходится в условиях ограниченности ресурсов.
В ближайшие годы нам необходимо решить проблему дефицита федерального бюджета — свести его к нулю. Как минимум мы должны сделать это к 2015 году, а желательно ещё раньше. И одновременно нужно существенно увеличить отдачу от каждого бюджетного рубля. Именно поэтому мы уже приняли программу повышения эффективности бюджетных расходов, а начиная с 2012 года переходим на новые, программные принципы формирования федерального бюджета. В основу бюджетного планирования будут положены долгосрочные государственные программы.
Естественно, стоит вопрос и о совершенствовании межбюджетных отношений (и прежде всего в интересах самих регионов) с целью повышения качества жизни людей. Наша задача – обеспечить равные возможности, высокий уровень государственных, социальных услуг всем гражданам вне зависимости от места их проживания.
Напомню, что в кризисный 2009 год Правительство самым серьёзным образом поддержало региональные бюджеты. Несмотря на то, что их доходы существенно снизились, расходы практически остались на уровне докризисного 2008 года. В 2010 году через межбюджетные трансферты регионы получили 1 трлн 365 млрд рублей. В 2011 году запланирован 1 трлн 262 млрд. Есть небольшое снижение, но оно связано со свёртыванием некоторых антикризисных мер, экономика восстанавливается и у регионов появляются дополнительные финансовые возможности.
Ещё раз подчеркну: регионы обладают серьёзным бюджетным ресурсом, которым нужно умело распорядиться. В субъектах Российской Федерации должен быть проведён глубокий финансовый аудит, реализованы собственные программы повышения эффективности расходов.
Теперь непосредственно о межбюджетных отношениях. Очевидно, что их идеология также нуждается в корректировке. Прежде всего, должна быть усилена стимулирующая роль федеральной поддержки и, особо подчеркну, расширена финансовая самостоятельность тех регионов, которые должным образом заботятся о развитии экономики, проводят ответственную бюджетную политику, развивают региональные программы, модернизируют социальную сферу. То есть надо дать больше простора для лидеров, для инициативы тех, кто готов работать и действовать активно, и работает эффективно.
1654
У нас в системе распределения трансфертов заложен определённый механизм стимулирования, но регионы считают его недостаточным. В Министерстве финансов это хорошо знают: мы многократно обсуждали этот вопрос с руководителями регионов Российской Федерации. И такая постановка вопроса в определённой степени справедлива. Принципы федеральной поддержки, которые ограничивают стимулы для регионов, нужно менять. Кроме того, заслуживает внимания идея укрупнения федеральных субсидий, предоставляемых в рамках государственных программ. Сейчас субсидии у нас чрезмерно раздроблены. Так, на 2011 год предусмотрено 95 разных видов субсидий. Есть и проблемы с процедурой их распределения. Запланированный объём субсидий на 2011 год – 446 млрд рублей, из них приложениями к закону о бюджете распределено лишь 16%, что, очевидно, не может способствовать нормальному, равномерному распределению между региональными бюджетами.
И наконец, последнее. Наша задача – создать действенные механизмы финансового стимулирования регионов, достигших лучших результатов, – я уже об этом говорил. О возможных вариантах решения этого вопроса мы сегодня и поговорим. Губернаторы предлагают различные способы решения этой проблемы. Давайте послушаем мнение Министерства финансов.