Спор о пролетах авиакомпаний стран ЕС над Сибирью продолжается

Евродепутат: Первое заседание "Евронеста" пройдет без Белоруссии
19.10.2016
Новосибирский губернатор: 2010 г. характеризуется положительной динамикой
19.10.2016

Европейская комиссии начала расследование по факту нарушения союзного права в отношении Бельгии, Дании, Люксембурга Италии и Великобритании. Аналогичная процедура была начата еще в октябре 2010 года в отношении Австрии, Финляндии, Франции и Германии, сообщает сайт ЕС в Польше ec.europa.eu. Европейская комиссия проверяет на соответствие союзному праву двусторонние соглашения о воздушном сообщении, подписанные вышеуказанными странами с Россией. ЕК отмечает, что факт, что авиалинии ЕС вынуждены платить роялти за перелеты над Сибирью по дороге в Азию не только могут влиять на повышение расходов на авиаперевозки, но и приведут к недобросовестной конкуренции между союзными перевозчиками и перевозчиками не входящими в ЕС. По мнению Европейской комиссии, соглашения о воздушном транспорте одинаково должны распространятся на все авиалинии ЕС, в противном случае они будут обречены осуществлять дополнительные затраты, что в свою очередь повысит цены на билеты Двусторонние соглашения между страной-членом ЕС и страной не входящей в ЕС должны содержать положение о том, что статьи соглашения одинаково распространяются на все страны Союза. Большинство соглашений со странами не входящими в ЕС уже приведены в соответствие с европейским законодательством. Россия остается одной из немногих стран, которая не принимает данного положения.

Исходя из этого, авиакомпании стран ЕС вынуждены платить за полеты над Сибирью по пути в Азию. По оценкам, только в 2008 году авиакомпании заплатили около 420 млн долларов, в большинстве случаев в пользу российской авиакомпании «Аэрофлот» . По мнению Европейской комиссии это нарушает союзное право о защите конкуренции, ведь авиакомпании не должны быть вынуждены заключать соглашения с непосредственными конкурентами. Комиссия считает, что таким образом нарушается также Чикагская конвенция. Поскольку двусторонние соглашения навязывают разные условия авиакомпаниям в зависимости от страны, что тоже мешает конкуренции.

Если в течение двух месяцев страны не ответят на призыв изменить положения в соглашениях, то Европейская комиссия сама вмешается и потребует изменить двусторонние соглашения с Россией. На данный момент, Европейская комиссия проверяет на соответствие союзному праву остальные соглашения, заключенными другими странами ЕС с Россией.

Как напоминает портал pasazer.com, конфликт за перелеты над Сибирью тянется уже несколько лет. Россия требует высокую плату за перелет над территорией. Через воздушное пространство над Сибирью пролегает самый короткий путь из Европы до Китая, Японии и Кореи. Несколько лет назад польская авиакомпания LOT вынуждена была отказаться от перелетов по маршруту Варшава-Пекин.

24 ноября 2006 года Россия и Европейский Союз заключили соглашение о транссибирских пролетах самолетов европейских авиакомпаний. Церемония подписания документов состоялась в Хельсинки. От России соглашение подписал глава Минтранса Игорь Левитин , от Европейского Союза — комиссар
1516
по вопросам транспорта Европейской комиссии Жак Барро . В совместном заявлении отмечается, что российская сторона согласилась начать постепенное снижение размеров оплаты за пролеты самолетов.. РФ должна была до 2013 года открыть сибирское пространство для авиакомпаний из ЕС, взамен, Союз обязался не блокировать вступление России в ВТО. Этот документ, однако не был таки ратифицирован. В ноябре 2010 года руководитель делегации ЕС на переговорах с Россией по вопросам вступления в ВТО Фернандо Валенсуэлу отметил, что Россия готова отменить плату, которую она берет с европейских компаний за пролет над территорией Сибири, сразу после вступления в состав ВТО.

Иностранные компании платят сибирские роялти еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации «Аэрофлоту» как национальному авиаперевозчику. До 2000 года роялти принесли этой авиакомпании, по неофициальным оценкам, около $5 млрд. По данным различных экспертов, сумы, полученные от полетов составляют одну из главных доходных статей компании.