Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня собрались здесь для того, чтобы заняться вещами весьма прозаическими. Проблемы, которые мы будем обсуждать, никак не отнесёшь к разряду привлекающих всеобщее внимание, не отнесёшь к разряду ярких, запоминающихся событий, но это тем не менее касается миллионов наших граждан. От того, как решаются вопросы подобного рода, зависит социальное самочувствие миллионов людей, и поэтому они, безусловно, являются очень чувствительными и очень важными. Такая работа, которой мы с вами займёмся, не требует особого героизма, но требует профессионализма, настойчивости и последовательности. Речь идёт об оказании государственных и муниципальных услуг гражданам страны. Главная наша задача здесь – построить работу аппарата всех уровней и всех чиновников таким образом, чтобы они были настроены на интересы общества. Необходимо избавить наших людей от утомительного стояния в очередях – утомительного, а порой и унизительного, от бесконечной беготни за справками и бумажками, от поборов со стороны разного рода посредников, чтобы посещение так называемых, как у нас всегда в России говорили, присутственных мест каждый раз не превращалось в испытание и нервотрёпку.
Мы уже оптимизировали порядок предоставления многих так называемых массовых услуг. Речь идёт об упрощении процедуры регистрации машин, прохождения техосмотра и получения водительских прав. Требуется меньше формальностей для получения гражданского или заграничного паспорта. Решения приняты, нужно только добиться, чтобы они функционировали, чтобы всё это было реализовано на практике и чтобы люди это почувствовали на себе.
Более года работает единый портал государственных и муниципальных услуг в интернете – «Госуслуги.ру». Здесь, в том числе, можно получить справку о состоянии счёта в Пенсионном фонде, направить заявление на получение индивидуального налогового номера, а также воспользоваться многими другими услугами.
Наконец, была кардинально обновлена правовая база: в 2010 году принят закон об оказании государственных и муниципальных услуг. Он задаёт повышенные требования к ведомствам и органам власти на местах. Хочу сразу подчеркнуть: наши усилия по реализации закона окажутся эффективными лишь в том случае, если системная и согласованная работа будет выстроена на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.
И напомню в этой связи: в каждом регионе и му
3fb5
ниципалитете должен быть принят свой план по оптимизации процедур и повышению качества этих услуг, причём руководители обязаны регулярно отчитываться о его исполнении. Сегодня посмотрим, как идёт работа на уровне местного самоуправления, какие проблемы требуют совместных, наших с вами, усилий и решений.
На чём попросил бы сосредоточиться сегодня. Первое. К июлю 2012 года муниципалитетам необходимо в полном объёме завершить разработку новых административных регламентов, привести их в соответствие с требованиями 210-го закона, причём эти нормативные документы должны пройти открытое общественное и экспертное обсуждение. В регламентах следует чётко (от и до) прописать все детали, чтобы у сотрудников различных ведомств не оставалось ни одной лазейки для волокиты или самоуправства.
В обязательном порядке должен быть указан срок, в течение которого предоставляется та или иная услуга, исчерпывающий перечень документов, которые обязан предоставить гражданин, чтобы не выдумывали на местах ничего больше того, что указано и прописано в этих основополагающих документах. Кроме того, предстоит сформировать реестр муниципальных услуг, упорядочить и унифицировать их, чтобы затем в удобном и доступном виде разместить информацию для граждан на едином портале госуслуг.
Дальше. Необходимо спланировать всю работу по переводу муниципальных услуг в электронную форму, внести необходимые изменения в муниципальные правовые акты, снять все препятствия для использования документов на информационных носителях. Мы такую работу на федеральном уровне ведём. В этой связи необходимо ускорить принятие закона «Об электронной подписи».
Прошу Министерство связи также урегулировать все технические вопросы использования и подтверждения электронных цифровых подписей. Электронный документ должен быть окончательно приравнен в правах к бумажному носителю. Кроме того, до 1 апреля должны быть отлажены все системы межведомственного электронного взаимодействия.
Мы уже говорили сейчас об этом. Напомню, почему это важно, почему до 1 апреля это нужно сделать. Потому что с 1 июля текущего 2011 года все необходимые согласования и запросы – хочу подчеркнуть: все необходимые согласования и запросы – органы власти обязаны будут осуществлять самостоятельно и не гонять, как прежде, людей за справками в соседние конторы и учреждения. Пришёл гражданин и по принципу «одного окна», как мы говорим, обратился за какой-то справкой и должен там получить качественную и окончательную услугу, а не выполнять роль курьера.
Повторю: чиновникам при оказании госуслуг будет прямо запрещено требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств. Но нужно, чтобы эти базы данных были: а) сформированы окончательно и б) были в состоянии доступности, чтобы этими базами данных ведомства смогли обменяться, и обменялись бы. Мы с Юрием Александровичем (Ю.А.Берг), губернатором Оренбургской области, говорили. Пока есть проблема: одно ведомство пока если не скрывает, то в полном объёме явно не передаёт необходимую базу данных другому ведомству. А это не позволит нам работать в том режиме, о котором мы с вами договариваемся.
Третье. Переход на электронные услуги – дело добровольное. Любые новации мы будем вводить здесь максимально аккуратно, поэтому хотел бы сразу успокоить наших граждан (прежде всего, конечно, это люди пожилого возраста), да и вообще всех тех, кто не всегда может воспользоваться новыми технологиями либо просто не готов к этому, не хочет.
Надо активно работать с людьми, разъяснять преимущества, достоинства электронного формата услуг, а, с другой стороны, ничего не нужно никому навязывать. Если гражданин предпочитает лично обратиться за государственной или муниципальной услугой, получить консультацию специалиста в ходе прямого общения – у него должна быть такая возможность. Но при этом сама процедура такого общения также должна быть удобной и необременительной. Именно поэтому мы расширяем программу по созданию многофункциональных центров, действующих по принципу «одного окна», или, как губернатор сказал, пока по принципу «одной двери». Заходишь в помещение, и там много окон разных учреждений. Но это во всяком случае находится на одной площадке, где без очередей и в короткие сроки можно получить необходимую помощь, запросить нужные документы, будь то оформление социального пособия или регистрация прав на землю.
Как работает один из таких центров, мы сегодня здесь посмотрели. Отзывы граждан очень хорошие: меньше приходится тратить времени на ожидание, все необходимые специалисты сосредоточены в одном месте – очень удобно.
Я надеюсь, что кто-то из коллег уже имел возможность посмотреть. Если не посмотрели – рекомендую. Очень достойно всё организовано. Да и в региональных, и в местных бюджетах создание так называемых МФЦ несёт прямую выгоду: сокращается численность чиновников, расходы на их содержание, разного рода неэффективные траты.
У нас уже есть положительные результаты работы таких центров. Я упоминал сейчас об Оренбурге, но первые такие центры были созданы ещё в 2007 году. Сейчас их почти 170 и они действуют в 49 субъектах Российской Федерации, и в некоторых очень активно – таких, например, как Санкт-Петербург: там их 20 создано, они успешно работают, и люди довольны. С начала прошлого года в МФЦ обратились и получили необходимые услуги свыше 3,5 млн человек. По данным Минэкономразвития, более 90% из обратившихся в эти центры одобряют их создание. Механизм МФЦ позволяет в среднем сократить время ожидания в очереди в 2–3 раза, а время обслуживания – в 3–4 раза.
Вместе с тем пока только 15% населения страны имеет возможность получить услуги на базе таких центров. И это, конечно, – мы с вами понимаем – очень мало. Процесс создания таких центров нам необходимо серьёзно ускорить. В ближайшие два года должно появиться порядка 800 таких центров, а к концу 2015 года их число должно приблизиться к 2,5 тыс. В перспективе – и очень бы хотелось, чтобы это была не отдалённая перспектива, – в каждом муниципалитете граждане должны иметь возможность получить услуги по принципу «одного окна», или, как уже здесь прозвучало, по принципу «одной двери» хотя бы. И это наша с вами общая задача.
Для многофункциональных центров надо создать всё необходимое для работы: и организационные, и материальные, и технологические условия должны быть обеспечены. Что мы намерены сделать для этого на федеральном уровне? В ближайшее время примем постановление Правительства Российской Федерации, по которому органы власти всех уровней будут обязаны заключать соглашения с МФЦ и предоставлять по их запросу нужную информацию.
Кроме того, мы подготовили поправки в 47 федеральных законов, включая поправки в Земельный, Налоговый, Лесной, Градостроительный, Жилищный и Гражданский кодексы. Они снимают имеющиеся ограничения для взаимодействия органов госвласти всех уровней с многофункциональными центрами.
В ближайшее время также будет утверждён перечень из почти 80 наиболее массовых услуг, которые в обязательном порядке должны предоставляться в многопрофильных, многофункциональных центрах. Речь, в частности, идёт о таких услугах, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество или дачный участок, выдача общегражданских и заграничных паспортов, регистрация граждан, приём налоговых деклараций.
Обращаю внимание: муниципалитеты и регионы также должны оказать всё необходимое содействие работе таких многофункциональных центров, помочь с выделением земельных участков, с помещениями, оборудованием. Ну и, конечно, нужно кадры готовить. Понятно, что это дополнительные расходы для местных бюджетов, но уверен: в качество государственных и муниципальных услуг необходимо инвестировать. И прошу руководителей регионов оказать необходимую помощь муниципалитетам при необходимости: резервы для этого есть. Прежде всего, это отказ от неэффективных трат, сокращение громоздкого чиновничьего и неэффективного аппарата. А если мы увидим, что такая работа идёт, идёт активно, и увидим, что есть необходимость поддержать соответствующие регионы из федерального центра, то мы это сделаем. И Минэкономики и Министерство финансов соответствующим образом отреагируют.
И ещё одна тема, которую я хотел бы затронуть. Она не связана с повесткой дня, но, поскольку здесь много руководителей, представляющих и муниципалитеты, и города, и регионы, хочу сказать, что вы непосредственно отвечаете за ситуацию в ЖКХ. Мы определили максимальный порог роста коммунальных тарифов в этом году – 15%. Рассчитываю, что он будет даже меньше – где-то 13–14%, во всяком случае не будет превышать 15%.
Вновь хочу обратить внимание местных властей: ситуацию с тарифами нужно держать на постоянном контроле, в целом положение дел в ЖКХ. Это один из приоритетов муниципалитетов, особенно всё, что касается деятельности управляющих компаний.
Давайте перейдём к работе.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, ещё раз хочу обратить внимание на важность вопроса, который мы рассматриваем. Отношения гражданина с государством, качество предоставляемых услуг гражданам – крайне важно и для взаимодействия между гражданами и государственными органами, важно и для социальной сферы, важно и для экономики. Мы должны превратить эту сферу деятельности в современную, эффективную и сделать так, чтобы она была не просто приятна людям, а чтобы она приносила пользу государству. Имею в виду, что при внедрении подобных механизмов у нас все процессы будут ускоряться.
Мы здесь сейчас в городском центре разговаривали с двумя посетителями. Один занимается малым бизнесом, а вторая женщина возглавляет садоводческое объединение. Насколько важно для этих сфер деятельности использование таких механизмов, внедрение которых мы сегодня обсуждаем! Если мы прикинем только, сколько в садоводческих товариществах сейчас производится продукции, особенно плодоовощной, всё сразу станет ясно. Это имеет не только моральный аспект – решение этой проблемы, – но даже экономический.
С внедрением новых современных технологий мы можем и должны превратить наше государство в современную страну, в современное государство. Всё для этого есть: и финансовые ресурсы есть, и техника есть. Нужно только этого страстно захотеть и исходить из того, что решение этой задачи является одним из безусловных приоритетов. Потому что цель любого расширенного правительства (а мы здесь с вами представляем расширенное правительство – и муниципальный уровень управления, и региональный, и федеральный, это всё большое единое правительство), цель любого расширенного правительства – обеспечение нормального функционирования всех структур, с тем чтобы гражданам в нашей стране было жить комфортно и приятно. Только в этом случае мы можем считать, что мы исполняем свой долг перед нашими людьми. И я хочу, чтобы мы не отнеслись к этой работе формально.
Со своей стороны будем самым внимательным образом смотреть, что происходит в регионах и муниципалитетах по этому направлению нашей совместной работы.
Спасибо большое.